Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами на связи Оксана Клокова.

Многие мамы задумываются о том, сколько времени проводить с ребенком, сколько времени уделять тем или иным играм так, чтобы ему хватало внимания, какое количество времени посвящать тем или иным направлениям развития ребенка и задают другие вопросы, связанные со временем. Но мало кто думает о том, что важно не то, СКОЛЬКО времени вы проводите с ребенком, а важно, КАК вы проводите это время, насколько погружены в игры и занятия с малышом. На самом деле, можно целыми днями находится вместе с ребенком (как правило, это типичные ситуации для мам, находящихся в декрете), но это не означает, что ребенок будет получать достаточно внимания.

Конечно, все детки разные и «порция внимания» у каждого ребенка в определенном возрасте своя. Нужно присматриваться к своему ребенку, наблюдать за тем, что ему интересно, с пониманием относиться к его вопросам-рассказам-просьбам, выделять время на общение, игры и проводить его с ребенком качественно. Именно про важность качественного времени пойдет речь в данной статье.

Что же такое качественное время с ребенком?

В моем понимании это время, когда вы полностью погружаетесь в процесс общения с ребенком. Это то время, когда вы играете с ребенком, не отвлекаясь на внешние факторы. Причем отвлекающими факторами могут быть не просто предметы: телефон, включенный скайп, телевизор или дела, которыми можно заниматься параллельно с ребенком (приготовление еды, например). На самом деле, внутренние процессы, когда мы о чем-то размышляем, думаем, планируем, хоть внешне и незаметны, но очень сказываются на то, как мы играем с малышом. Думаю, многим известно, что маленькие дети отлично «читают» взрослые эмоции и поведение малыша в этом плане становится очень показательным. Проводить время с ребенком качественно – это не просто сидеть рядом с малышом.

Если ребенок еще маленький, то инициатором игры, скорее, будет взрослый. Не важно, какой возраст у малыша и пусть он еще не умеет говорить. Если вы действительно активно играете с ребенком, то он очень хорошо все понимает, расширяет свой пассивный словарный запас, улавливает интонацию голоса, понимает эмоции. Ребенок постарше уже сам будет предлагать разные варианты игр. В данном случае следуем за предложениями и интересами малыша, погружаемся с ним в его «детский мир». Тогда для любого ребенка особенными и запоминающимися моментами, а главное, качественными и очень важными для его развития, будут именно такие.

Каким образом можно проводить время с ребенком качественно?

Снова повторюсь, что количество проведенного с ребенком времени совсем не означает то, что в это время ребенок полностью удовлетворен совместным с мамой (или другим взрослым) общением и получает внимание, необходимое для его полноценного развития. Например, стандартный день мамы с ребенком складывается так, что в течение дня нужно выполнить множество различных домашних бытовых дел, а также уделить внимание всем членам семьи, да и про себя не забыть.

Получается так, что кормление, прогулка и необходимый уход за ребенком осуществляется по необходимости, а разные игры и «развивашки» проходят у многих для «галочки». А для мам, у которых дети могут занять себя продолжительное время и самостоятельно поиграться, вопрос о совместных играх и занятиях может вообще не появляться: «А зачем я к ней полезу? Она же играет сама со своими куклами, причем может целый день с ними возиться» или «Сын очень долгое время может сидеть и играться в своем гараже с машинками». Конечно, в таком случае, когда ребенок полностью увлечен своей игрой, не стоит намеренно прерывать важный для него процесс. У любого ребенка должно быть время на самостоятельные игры, которое также важно для его эмоционального развития, фантазии и воображения.

Но важно помнить, что нехватка качественного внимания для ребенка может и не проявляться открыто! Некоторые дети говорят прямо: «Мам, поиграй со мной!», а для некоторых детей нехватка нужного им внимания проявляется другими способами. Это могут быть, на первый взгляд, непонятные капризы, разные «не хочу/не буду», а в случае, если есть брат или сестра, то создание конфликтных ситуаций, а также любое другое проявление агрессии, надоедливости и требовательности. Поэтому, как только получается сталкиваться с подобными ситуациями, маме нужно «остановиться», оставить на время разные дела и уделить пусть немного, но нужного для ребенка времени.

Но делать это можно совершенно по-разному. Например, можно катать с ребенком машинку и «одним глазком» смотреть очередной сериал по телевизору… А можно поговорить с ребенком о том, какие марки машин он знает, нарисовать эмблемы, сделать гараж из картонной коробки, соорудить горку из подручных средств и устроить гонки. Можно монотонным голосом читать с ребенком книгу, думая об отчете, который необходимо сдать в ближайшие дни… А можно читать так, что с помощью выразительной интонации и «изменения» голоса передать малышу чувства и эмоции героев рассказа, обсудить прочитанное, обыграть понравившиеся сюжеты, нарисовать героев произведения или другим образом творчески запомнить прочитанное произведение.

Кому особенно нужно обратить внимание на качественное с ребенком время?

Здесь я хотела бы обратить отметить две категории мам, которым особенно нужно помнить про важность качественного времени с ребенком. На мой взгляд, это работающие мамы (вид занятости, когда мама работает вне дома), а также мамы, у которых есть другой малыш-грудничок. В первом случае получается, что мама и ребенок видятся утром, перед уходом на работу и в детский сад, затем по возвращении вечером, а также в выходные. Именно это «количественное» время самыми разными способами нужно проводить максимально качественно для ребенка, так, чтобы он чувствовал важное, обращенное на него внимание.

И даже дорогу в садик или обратно можно использовать как качественное общение: говорить с малышом на самые разные, особенно интересные лично ему темы, спрашивать про его переживания и чувства, обсуждать, чем он занимался, что делал. Даже 10-20 минут общения с ребенком, при котором он чувствует, что его дела, мысли, разговоры важны и интересны, способны сблизить маму и малыша эмоционально.

И вторая категория мам, которым также стоит особенно обратить внимание на качественное время с ребенком, это мамы, у которых есть младший ребенок – грудничок. Понятно, что в этот период большую часть внимания и времени уделяется маленькому крохе. Но не стоит забывать и про старшего ребенка, которому, как воздух, также требуется внимание. И снова делаю акцент на том, что если провести со старшим ребенком немного качественного времени, которое будет посвящено только ему, при котором он почувствует, что важен для мамы совершенно не меньше, чем другой малыш, то это укрепит связь старшего ребенка с мамой на эмоциональном уровне.

И в заключении хотелось бы резюмировать еще раз, что важно не количество, а качество проведенного времени с ребенком. Именно то качественное время, которое мы посвящаем ребенку, создает для него базовую уверенность в себе, положительное отношение к миру, а также создает эмоциональный фон между взрослым и ребенком, который стократно укрепляет любые отношения!

Про важность качественного времени с ребенком рассуждала Оксана Клокова.

 

На тему совместного времяпровождения с ребёнком также можно почитать статью Олеси Широковой «Совместные занятия мамы и ребёнка»

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир