Многие мамы привыкли к тому, что в развивающих занятиях с ребенком обязательно должен использоваться вспомогательный материал: книги, пособия, шаблоны. Мы

  • стараемся приобретать их как можно больше, чтобы заинтересовать ребенка;
  • распечатываем их из сети Интернет, ведь в социальных сетях к ним есть свободный доступ;
  • готовим и придумываем пособия сами, чтобы у ребенка был опыт общения не только с магазинными игрушками, но и с «самодельными развивашками».

Некоторые из нас водят детей в развивающие центры, где с детьми занимаются обученные педагоги.

Все эти занятия проводятся дома (либо в помещении) и требуют какой-либо подготовки. И часто мы даже не задумываемся, что много полезного для своего развития ребенок может и должен получать вне дома! Окружающий ребенка мир, природа, прогулки на свежем воздухе, общение с разными животными, наблюдения за птицами – очень важная развивающая среда, которая, кстати, не требует специальной подготовки. Именно об этом поговорим далее.

Чтобы развиваться, для ребенка очень важны «живые» впечатления! Как вы думаете, когда малыш быстрее научиться отличать воробья от вороны: когда он видит их в презентации «птицы» или когда будет наблюдать за ними регулярно на прогулке? Конечно, во втором случае. Как ребенок научиться отличать землянику от клубники: когда увидит почти одинаковые ягоды на карточках или когда самостоятельно сорвет одну ягоду в саду, другую – в лесу и попробует на вкус? И снова – во втором. Примеров можно приводить огромное множество…

 

Нет, вы не думайте, что я против презентаций и карточек! Я активно занимаюсь и играюсь с детьми дома по самым разным карточкам. Мы смотрим презентации, видео на разные темы, мультфильмы. Я призываю к тому, чтобы дети получали больше разнообразного опыта из окружающей среды. Ведь и здесь можно найти множество развивающих занятий, абсолютно не затрачивая ни времени, ни сил, ни денег.

Приведу вам пример из нашей жизни. Примерно раз в две недели мы ездим в гости к родителям мужа, которые живут за городом. Там есть  свой дом, приусадебный участок, где можно «разгуляться», и «хозяйство» из нескольких видов животных, и лесок рядом, и прудик небольшой, где порыбачить можно.

И как же всё это можно использовать для развития ребенка? Конечно, здесь имеет значение возраст. Например, сына, которому почти 6 лет, вряд ли удивишь песенкой про кузнечика, только что прыгавшего в траве. Напеть ее, скорее, можно четырехмесячной Алисе. Зато с Матвеем можно вспомнить, чем кузнечик отличается от саранчи, чем питается то и другое насекомое, какую пользу или вред они приносят. Заодно также спросить про других насекомых. Вообще ребенок в этом возрасте — отличный исследователь, и он сам задает много разных вопросов. Важно активно поддерживать интерес и не сразу отвечать на все вопросы, а побуждать к размышлениям и самостоятельному поиску ответов.

Или вот, например, дочка София, которой сейчас 3,5 года. Утром идем с дочкой в бабушкин цветник. Сначала эмоционально произношу: «Ого, сколько у бабушки много цветов!» Подходим к каждому цветку, я называю его, смотрим, нюхаем, трогаем. Трогая розу, дочь может уколоться о шипы, трогая лилию – испачкает пальцы об ярко оранжевую пыльцу. Я не препятствую этому, конечно, в разумных пределах: все это богатый сенсорный опыт! Параллельно можем вспомнить, в каких историях, сказках, мультфильмах мы видели самые разные цветы. А заодно назвать, на какую букву начинается название того или иного цветка.P1120268

После завтрака можно сходить во двор к животным и птицам, где нас поджидает множество развивающих занятий:

  • Сначала рвем немного травки (развитие мелкой моторики), чтобы покормить кроликов.
  • Сравниваем кроликов, называем их окрас.
  • Считаем кроликов.
  • Трогаем, гладим, угощаем травкой (сенсорное развитие).
  • Сравниваем, чем отличаются и чем похожи зайцы и кролики.
  • Прыгаем как зайчики (подключаем физическое развитие).

P1120274Таким образом, происходит всестороннее развитие и обогащение активного словарного запаса, как говорится, между делом.

Тут же рядом курица с маленькими цыплятами. Глядим на них и делаем пальчиковую гимнастику под стишок:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки – желтые ребятки:

«Ко-ко-ко». Не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы, полное корытце.

P1160211

Таким образом, делаем акцент на развитии речи, побуждая ребенка повторять фразы и тренировать пальчики.

Потом идем в сад-огород, где скоро будут расти овощи, фрукты, ягоды и снова развиваемся! Что можно будет делать, когда сад-огород начнет приносить плоды?

  • Рассмотреть овощи, проговорить, кто любит кушать морковку, капусту, вспомнить, из чего мама готовит супчик.
  • Посмотреть на деревья с фруктами, искать, где яблоки, а где груши. Можно «заняться математикой», посчитав, сколько уже плодов упало в траву, повторить понятия «один-много», попросить «Дай мне одно яблоко, дай – два» и т.д.
  • А вот и кустарники с разными ягодами. Собрать по несколько ягодок красной, черной и белой смородины и смотреть, чем отличается (повторяем цвета), пробовать на вкус каждую (сенсорный опыт).

В жаркую погоду для детей устраиваются водные процедуры (мини-бассейн, душ, даже просто наливаются тазики с водой, откуда можно выбрызгивать воду). Кроме этого, обязательно они бегают босыми ногами по траве и земле. Это, кстати, для развития растущих ножек получше самых разных массажных ковриков!

Вот так мы проводим развивающие занятия с детьми без разных пособий! Думаю, это каждой маме по силе. Ведь здесь смысл не в том, что для проведения подобных занятий нужны соответствующие места и обстоятельства: бабушки-дедушки, живущие за городом, походы в лес, поездки на море и так далее (продолжите сами). Главное: быть неравнодушной мамой, быть активной мамой, быть мамой, которая показывает своему малышу многообразие и красоту окружающего его мира.

Уверена, что именно такие мамы только что прочитали данную статью!

А как вы проводите время на улице без специальной подготовки и готовых пособий? Делитесь в комментариях своим опытом!

 

Оксана Клокова, автор проекта «Счастлива с детьми»

Фото Олеси Широковой

 

Смотрите также другие статьи на тему летних игр на свежем воздухе на нашем сайте:

«Летние прогулки: 2 часа нон-стоп развития»

«Совмещаем обучение чтению и подвижные игры»

 

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир