Не так давно я обещала знакомым мамочкам поделиться секретами раннего речевого развития моей дочери и детей,с которыми я работаю. Моя Вика заговорила довольно большими словами, такими, как «ПОПУГАЙ», «БУКАШКА» в 9 месяцев, в год ребёнок произносил около 25 слов. Давайте поговорим, как происходит становление речи у малышей и что этому способствует.

В первые месяцы своей жизни ребёнок ещё не понимает значения слов, но зато он внимательно вслушивается в интонацию, улавливает эмоциональный окрас слов, реагирует на темп и громкость голоса мамы, на её мимику. Именно голос мамы новорожденный начинает узнавать первым (поскольку привык слышать его ещё находясь в маминой утробе) и выделять среди множества других звуков, которые он слышит. Спокойный и ласковый голос мамы малыша успокаивает, громкий и взволнованный может напугать и встревожить, поэтому так важно разговаривать с малышом ласковым, бодрым и спокойным голосом.

На позитивное общение маму и малыша настраивают потешки, пестушки, колыбельные, стишки для массажа и пальчиковой гимнастики- неслучайно они присутствуют в фольклоре любого народа! Одновременно ребёнок учится слушать и запоминать, а значит, расширять свой пассивный словарный запас, который со временем будет переходить в активный. Поначалу маленький человечек просто слушает взрослого, потом начинает повторять услышанные звуки, слова, а позже начнёт общаться, выражать свои мысли и чувства.

Конечно же, очень важно, чтоб маленький человечек постоянно слышал речь. Бывают такие ситуации: мама-молчунья по характеру и целый день, находясь один на один с малышом, ничего не говорит, занимается своими делами; не обращается с ним вечером и папа (мол, а чего с ним разговаривать- он же ничего не понимает!). Проходит время и взрослые начинают сетовать на то, что ребёнок не разговаривает тогда, когда ровесники уже вовсю декламируют стишки. Ребёнка показывают специалистам: психологам, дефектологам, логопедам, ищут проблемы в нём, не задумываясь, что создали её сами мама с папой – любители помолчать. Помните, что для развития речи очень важен постоянный эмоциональный речевой контакт младенца со взрослыми!

Для становления речи малыша очень важны массаж, гимнастика, развитие тактильных ощущений .  Воздействуя на кончики пальчиков рук и ног, мы тем самым стимулируем мозговые рецепторы, отвечающие за речь! Вообще, любые  движения человека и речевая моторика тесно взаимосвязаны, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи. Для этого рекомендуется уже с первых месяцев делать малышу массаж ладошек, пальчиковую гимнастику. Немного подробнее про массаж в домашних условиях и массажные коврики мы писали в статье «Рефлекторный массаж стоп и массажные коврики» .

С этой же целью крохе полезно вкладывать в ручки погремушки, мячики, кубики, а позже — учить его манипулировать с различными предметами – открывать и закрывать коробочки, матрёшек, отвинчивать крышечки у банок, стучать игрушечным молоточком ,  деревянными ложками, нанизывать предметы на стержень (что происходит в игре с пирамидкой).

Отличными игрушками для развития тактильных ощущений и мелкой моторики станут:  Сенсорный мешочек (нажмите на выделенную надпись,чтоб посмотреть секрет изготовления игрушки) sensornyj_meshochek и тактильные подушечки, игрушка «искалочка», которые несложно сделать самостоятельно любой маме.

Так же очень важно развивать слуховое восприятие малыша. Именно поэтому самые первые игрушки малыша- это погремушки. Используйте в играх с крохой различные музыкальные игрушки: колокольчики, бубенчики, маракасы, металлофон, бубен, барабанчик. Только не напугайте малыша резкими громкими звуками!

Полезно давать ребёнку всё, что шуршит,  гремит, пищит. Так, под присмотром взрослых можно дать пошуршать пакетом, потрясти небольшую  баночку с горохом или бусинками. Обязательно связываем тактильные ощущения, действия, производимые ручками и звуки,  сопровождая словесным описанием: «Трясём баночку», обозначаем словами и звуки: «баночка гремит», «пакет шуршит».

Как без труда сделать своими руками  простые Развивающие игрушки из баночек , мы тоже уже писали.

Способствуют развитию речи древние игры типа «Ладушки». Поверьте, это не просто «бабушкино» развлечение! Ведь в чём заключается суть этой элементарной игры? Малыш учится хлопать в ладоши (он действует ручками!), одновременно воспринимая на слух слова потешки, а затем и сам начинает повторять их. Разучите несколько простых игр-стишков, в которых задействованы ручки и пальчики:

«Курочка и цыплятки»
Вышла курочка гулять, вкусной травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — желтые цыплятки (переставляем пальчики, как будто идем ножками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим указательным пальцем)
Лапками гребите, зёрнышки ищите (указательным пальчиком стучим по ладошке, как будто клюём зёрнышки)
Съели толстого жука, (разводим ручки, показываем, что жук толстый),
дождевого червячка (показывает пальчиком червячка, как он ползет)
Выпили водицы полное корытце (показываем как пьём воду).

«Птичка»
Птичка, птичка! (Указательным и большим пальцами, сложенными «клювиком» постучать по раскрытой ладошке малыша.)
Вот тебе водичка! (Поводить пальчиками по ладошке.)
Вот тебе крошки
На маленькой ладошке. (Слегка пощипать ладошку.)

Выше мы заметили, что в организме человека существует тонкая связь между тактильными ощущениями, движениями, зрением  и речью.  Для того чтобы у малыша было  понимание того, что определённое слово относится к какому-то конкретному пред­мету, он должен хорошо слышать слово и при этом видеть и трогать предмет, манипулировать им .  Покажите ребёнку предмет, скажем, игрушечного утёнка, дайте рассмотреть, чётко называйте: «Это УТЁНОК». Затем дайте малышу игрушку в ручки — пусть потрогает, повертит, погрызёт. Пока малыш манипулирует с игрушкой, повторяйте, комментируйте: «жёлтый УТЁНОК. Какой красивый УТЁНОК».

Таким же образом происходит и связь между движениями и их словесным обозначением. Мы машем ручкой малыша и говорим: «Машем ручкой». Просим: «Помаши маме ручкой. Как хорошо ты машешь ручкой!» В повседневной жизни ребенку нужно учиться с каждым предметом производить как можно больше дей­ствий. Показывая коробочку, говорите: возьми, потрогай, положи, открой, закрой и т. д. Так же полезно постоянно называть свойства предметов: «Это мячик! Смотри, какой красивый красный мячик! Мячик круглый.»

Очень рекомендую родителем, заинтересованным в раннем развитии речи малышей, книгу И.В. Мальцевой «Развивающие игры для малышей от рождения до 3 лет» (издательская группа «Азбука-классика», 2009).

malceva
Так же много хороших игр на развитие речи и полезных советов можно найти в книге Е.Янушко «Помогите малышу заговорить!»
yanushko

Любите своих малышей, разговаривайте с ними почаще, играйте, пойте, а главное — верьте, что вместе вы всё сможете и всему научитесь! Если у вас возникли какие-то вопросы по данной теме — смело задавайте в комментариях. А возможно, Вам, наоборот, есть чем поделиться из собственного опыта — будем очень рады!

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею,пожалуйста, со своими друзьями в социальных сетях: возможно кому-то именно сейчас будет очень полезна эта информация. просто нажмите на нужную кнопку ниже:

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир