Раннее чтение… Ух, сколько противоречивых мнений можно встретить на просторах интернета и услышать в «живых» беседах с родителями! Кто-то  «за», кто-то категорически «против», и слышать не хотят. А если начать вникать, то часто может статься так, что люди говорят о разном.

Ведь одни под фразой «раннее чтение» подразумевают пресловутое «чтение с пелёнок», когда несмышлёныша, даже слегка не овладевшего речью, методично снабжают карточками со словами, приучая его «читать раньше, чем говорить».

Для других же «раннее чтение» — это про дошкольный возраст. Лично я – приверженец второго варианта, обучение чтению ребёнка в диапазоне 2-4 лет.

Есть мнение, что чем позже ребёнок начнёт учиться читать, тем легче он это сделает… На своём тройном опыте (рано начавшего читать ребёнка, педагога и мамы такого же раночитающего ребёнка) я столкнулась с обратным: ребёнку-семилетке, пришедшему в школу без навыков чтения, приходится сложнее, чем тому, кто овладел чтением ещё до школы. Ведь тут параллельно идёт и адаптация к новому режиму, новой среде, новой жизни, и другие предметы, на которые приходится тратить внимание, память. У читающего ребёнка больше «свободных» ресурсов и сил на всё это.

И ещё один плюс в пользу раннего, «дошкольного чтения» — малыши-трёхлетки с большим удовольствием играют с буквами, слогами и словами, чем дети постарше, их легче вовлечь в игру. Да, я говорю именно об игре а вовсе не об обучении в привычном понимании, которое как раз и происходит в школьном возрасте. Мы же увлечённо играем, и в процессе игр детки непринуждённо начинают читать в 3-4 года. Никуда не торопимся, просто наслаждаемся играми, пробуем на вкус звуки и слова, рисуем и мастерим их, рассказываем сказки.

Свои первые слова Вика самостоятельно прочитала года в 3 (с 2х лет мы начали играть с буквами).

Сейчас ей 5,5, она довольно хорошо читает, замечу – с удовольствием, без принуждения. Очень радостно наблюдать, как она читает младшей сестрёнке или другим малышам, которые нас посещают, книжки или тексты презентаций с ноутбука.

Вот оно, ещё одно материнское счастье – в это время можно немного заняться своими делами – стол к обеду накрыть, посуду помыть. Конечно, не это главное – но это здорово)) А ещё младшая, Анюта, берёт пример с сестры, уже «тычет в книжку пальчик» — проявляет неподдельный интерес к книгам.

deti_chitayut

Что ещё даёт ребёнку такое раннее чтение? Свободу самовыражения и творчества! Да-да! Читающий малыш может самостоятельно подписать свой рисунок или открытку бабушке. И даже – «издавать» собственные книжки и газеты!

Самодельные книжечки – наша очень давняя любовь, им был посвящён целый вебинар и статья  на сайте, ознакомиться с которой можно вот здесь.

Сейчас Викуля часто делает книжечки сама – пусть они с виду неказистые, зато это стопроцентно самостоятельна работа – от склейки страниц, до придумывания и оформления содержания. Чаще всего это написанные фломастером небольшие тексты и нарисованные им же картинки, иногда дополненные наклейками или журнальными вырезками. Темы у таких книжек простые — про маму, папу, сестрёнку, про любимых героев или игрушки.

knijki_samodelki

Семейная газета

Ещё одно давнее увлечение Вики — выпускать газету. Ну, а как ещё папа знает, что мама играла с детьми «НАЛОШКАХ» (на ложках деревянных) и что мама и Аня просто ангелы))) Викуся встречает папу и с порога вручает свежие выпуски своего издания.

Иногда мы делаем с Викой газету вместе, семейную: каждая пишем свои колонки, Вика рисует иллюстрации, украшает наклейками. Вот так всё начиналось:domashnyaya_gazeta1

А вот первая страничка нашей семейной газеты, которую мы делали в зимние каникулы:

domashnyaya_gazeta

Какое же это наслаждение — самостоятельно творить настоящее чудо — превращать чистый белый лист бумаги в газету, источник информации, рассказать что-то другим, не произнося ни слова вслух! С превеликим удовольствием дитя самостоятельно выводит слова, создаёт из них целые словесные конструкции, облекает свои мысли и задумки в письменную форму.

semeyjnaya_gazeta

Викуся только беззвучно губками шевелит, когда мама или папа вслух зачитывают напечатанные ею новости, словно пробует на вкус звуки, которые сама же превратила в знаки. Очень радуется, если всё прочитали правильно и торопливо поправляет, если мы вдруг что-то не разобрали из-за простительных для пятилетнего ребёнка ошибок.

Дорогие мои, это ответ на вопросы про то, как заинтересовать ребёнка чтением и зачем вообще нужно ранее чтение. А заодно и моё опровержение, что чтение — не творческий процесс, ибо чем ещё, если не творчеством в чистом виде, являются вот эти произведения?

На своём авторском курсе для родителей «Лёгкое обучение чтению» я показываю, как можно научить ребёнка читать через игру и творчество, весело, легко и непринуждённо. Подробнее про курс здесь

Если у вас появились какие-либо вопросы или же есть, чем поделиться по данной теме — оставляйте комментарии, всегда рада пообщаться!

Искренне ваша, Олеся Широкова

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир