285076-reading-clip-art-images-reading-stock-photos-clipart-readingДля многих родителей в наше время очень остро встаёт вопрос: как привить ребёнку  любовь к книге и чтению, ведь вокруг море интересного помимо книг.

В 21м веке у детей порой не остаётся ни времени, ни сил, ни желания обратиться к куда более полезным, в плане духовно-нравственного развития, книгам — слишком много отвлекающих факторов переносят внимание с книги на себя.

Каждый день перед ребёнком открывается море соблазнов: яркие динамичные мультфильмы практически в нон-стоп режиме благодаря кабельному телевидению, компьютеры, планшеты, игровые приставки и прочие гаджеты с суперсовременными возможностями…

Как же привить ребёнку любовь к чтению? Как сделать так, что сызмальства наше чадо полюбило книги, чтоб они стали его лучшими друзьями на всю жизнь?

  1. Раннее знакомство с книгами, зрительный и тактильный контакт.  Давайте ребёнку трогать книги, листать, рассматривать, пробовать на зубок. Пусть это будут недорогие картонные или моющиеся книжки, книжки-непромокайки.
  2. Прививайте бережное отношение к книге собственным примером, но не наказывайте и не ругайте строго малыша  за погрызанную или изрисованную книжку – любое наказание может вызвать отторжение, неприятие на подсознательном уровне. Учите аккуратно обращаться с книгами, как с лучшими друзьями. Не разбрасывайте сами книги, показывайте Ваше уважение к каждой из них.
  3. Будьте примером, читайте при ребёнке — вслух или про себя. Делайте это с удовольствием.1412798932_83861896_3577450_k_state
  4. Читайте ребёнку перед сном, лучше всего — сказки. Познавательную, обучающую литературу лучше оставьте на дневное чтение. Чтение родителями перед снов укрепляет доверительные отношения, усиливает привязанность между родителем и ребёнком. А совсем недавно учёные из Гарвардского университета выяснили, что наиболее эффективно развиваются те дети, которым читают на ночь папы! Источник
  5. Не отказывайте ребёнку, когда он просит Вас почитать ему, если на то нет веских причин.
  6. Читайте одну книгу несколько раз, если ребёнок того хочет: с разной интонацией, в разном темпе (в 1й раз- неторопливо, с каждым разом ускоряя темп).
  7. Играйте и творите с буквами и словами. Делайте свои собственные книжки, журналы, стенгазеты.
  8. Поощряйте совместным чтением и играми:  читайте по-очереди или по ролям, после чтения обыгрывайте сюжет книги или играйте в «вопрос-ответ» по сюжету прочитанной книжки.
  9. Организуйте для ребёнка библиотеку, периодически покупайте новые книги, сами демонстрируйте свою радость от их приобретения. Позволяйте малышу самому выбирать себе книжку в магазине. Дом без книг — это тело без души!Nedelya_vozvraschenoy_knigi
  10. Дарите книжки! К любому празднику, любому событию. Книжный подарок можно привязать к новому увлечению ребёнка. Малыш заинтересовался динозаврами? Подарите ему красочную энциклопедию динозавров или небольшую книжечку с рассказами или сказками про динозавров. И даже в некоторые неприятные моменты можно заменить книгой нравоучения и нотации.
  11. Подбирайте книжки по возрасту. Малышам подойдут красочные книжки с минимумом текста, красочными иллюстрациями, игровыми и тактильными вставками (мех, текстура, которые можно потрогать, окошечки, отверстия для пальчиков).
  12. Если у вас нет возможности часто покупать новые книги, запишите ребёнка в ближайшую детскую библиотеку, организуйте обмен детских книжек с дружественными семьями или с мамами ровесников на местном форуме.
  13. Заведите читательский дневник, ведите  его вместе с ребёнком: пока он маленький- может рисовать в нём картинки по сюжету- то, что больше всего запомнилось и понравилось. Позже он сможет сам записывать несколько фраз. Можно вклеивать в него тематические аппликации, делать коллажи из журнальных вырезок, обыграть сюжет книги с игрушками, сфотографировать и вклеить в дневничок это фото.
  14. Подбирайте книги по возрасту.588
  15. Чаще позволяйте ребёнку самостоятельно выбирать книжки: в магазине, библиотеке, дома. Интересуйтесь, а чём или о ком он ещё хотел бы почитать.
  16. На первых порах Вы можете предлагать несколько отобранных Вами книжек, из которых ребёнок должен выбрать ту, что его больше всего привлекает. Учите детей обращать внимание не только на картинки, но и на шрифт и аннотацию к книге.
  17. Демонстрируйте ребёнку, что книга- источник знаний, почаще обращайтесь к словарям, энциклопедиям, отвечая на вопросы детей.
  18. Не ругайте, если ребёнок читает слишком медленно или невыразительно. Не наказывайте чтением и не заставляйте читать подолгу — лучше делать это несколько раз в день небольшими порциями с обсуждением прочитанного. Дети, которых учили читать «из-под палки», делают это неохотно, книги вызывают у них неприязнь.
  19. Поощряйте ребёнка за каждую прочитанную страницу, текст (соответственно возрасту и навыкам чтения) книгу чем-то приятным: походом в кино, покупкой новой интересной книги, совместной прогулкой в библиотеку.
  20. Используйте приём  «Прерванное чтение»: во время чтения ребёнку останавливайтесь на самом захватывающем моменте, ссылаясь на важные и неотложные дела. Пусть малыш страстно ждёт продолжения, а ребёнок постарше возьмёт книгу и продолжит чтение самостоятельно.
  21. Подкиньте интригу! Расскажите ребёнку о какой-то одной интересной детали, о которой повествуется в книжке. Например, младшего школьника может заинтересовать невероятной силы волшебный предмет, который встретит герой, а малыша заинтригует фраза: «в этой книжке твой любимый зверёк побеждает зло!»

——————————————————————————————————

2017 © Олеся Широкова, проект «Растим и растём»

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир