Приветствую всех заглянувших на огонёк сайта «Растим и растём»! С Вами Олеся Широкова, и в этой статье я хочу поделится своим опытом одновременного обучения и развития деток разного возраста.

Обеспокоенные мамы всё чаще задают мне вопрос: как организовать игры и занятия с двумя и более разновозрастными детьми так, чтоб это было не  в ущерб и старшим, и младшим, да и самой маме не очень тяжко и времязатратно, ведь кроме детей, у нас есть домашнее хозяйство, у кого-то — работа, и просто обязательно должно быть своё личное время на отдых, хобби, чтение.

Я намеренно не буду в этой статье брать во внимание домашний детский сад, который  у нас действует, поделюсь только опытом организации своих собственных детей. В нашей семье две девочки с разницей в 3,5 года: а данный момент Вике 5 лет 7 мес, Ане – 2 года и  1 мес.

Давайте для начала выделим сферы и виды деятельности, которые нам нужно организовывать. В основе всех занятий лежат: игры,  творчество, обучающе-развивающие занятия.

Начнём с совместных игр.

Самое главное в наших играх: это соблюдение мира и честный раздел игрушечного имущества.

Изначально я ввела правило: если какую-то игрушку дети не могут поделить, я её «арестую» — убираю с глаз долой на некоторое время. Дочек, особенно старшую, это не радует, поэтому учимся уступать младшей в некритичных ситуациях. Например, когда игрушку можно заменить: младшая берёт кубик, который старшая раньше взяла – кубиков много, можно взять другой без конфликтов. Если же ситуация критичная, к примеру, Вика увлечённо играет куклой, а Аня решила на неё посягнуть, то сначала сама Вика пробует предложить что-то другое. Если это не помогает, я, как миротворец, отвлекаю чем-то малышку сама (это могут быть любимые ею наклейки, штампики, шкатулка с маминой рукодельной мелочёвкой: стразы, пайетки, конфетти – то, что обычно для игр недоступно).

Ну, а совместно мы любим играть в настольные игры: лото, домино, в игры по методике Железновых, в подвижные игры типа паровозика. Сейчас всё чаще хорошо знакомые игры-песенки проводит с малышами сама Вика.

Ну и по мере того, как Анюта подрастает, у них с Викой начинают складываться совместные сюжетно-ролевые игры: в дочки-матери, больницу, игры со зверюшками.

igry s raznovozrasnymi detmi

В таких играх обычно Вика задаёт сюжет и ведёт сценарий, направляя и предлагая что-то сестрёнке: «Анют, веди своего щеночка гулять» или «Аня, давай будем готовить ужин, уже пора!» Вика вообще прирождённый лидер и руководитель с хорошей фантазией, у неё хорошо получается организовывать и направлять игру с другими детьми, а у Анюты сейчас возраст повторюшки, и это всё мне, конечно, очень на руку.

Играем в кубики:

Раньше игры с кубиками строились по следующей схеме: старшая строит башни, младшая их ломает. Но не просто так — по игровой легенде она у нас, была например,  ураганом. Это было нужно для успокоения Вики, чтоб не так обидно было – налетел ураган и всё разломал, это же стихия, её человек не может остановить. Мы могли с Викой строить башню или высокий дом, отсчитывая этажи (вот и элемент математики — счёт), а уже потом пускали в ход Аню.

Игры в песочнице строились по тому же типу: старшая в роли кулинара  лепит куличики-тортики, а младшая – «кушает» (ломает их лопаткой).

Сейчас,  когда Анютка стала постарше, у нас наблюдается больше игр повторюшных – она пробует изобразить то, что сделала сестра — построить такую же башню, слепить такую же фигурку.

Совместные игры с сенсорными материалами девчонки обожают: копошиться в гидрогеле, сортировать шишки и делать ими массаж — себе и друг другу, перебирать и разбрасывать лоскутки. Кстати, вот здесь можно скачать мою брошюру, где я описала наши простые игры с сенсорными материалами.

zanyatiya s raznovozrastnymi detmi

Обучающие и развивающие занятия

С играми разобрались. Ну, а как же с развивающими и обучающими занятиями, спросите вы?

Конечно, никто не отменял раздельные занятия: со старшей мы можем плотно позаниматься, пока спит младшая, а с младшей – пока старшая читает или уходит на занятия рисованием и гимнастикой (мне сказочно повезло – возят Вику папа и бабушка).

Но чаще всего мы занимаемся всё-таки вместе. И идеальный вариант для меня – это тематические комплексные занятия. Они прекрасны как раз разнообразностью видов деятельности, которые легко варьировать для старших и младших.

Что входит в такие занятия:

  • Подвижные и пальчиковые игры

Обычно сначала я показываю всем, а затем старшая показывает, а младшая за ней повторяет. Ещё как вариант: я показываю движения на младшей Анюте. Если это пальчиковая игра или гимнастика, я беру её ручки в свои, проговариваю текст или песенку и мы руковожу её движениями – получается это обычно очень весело.

domasnij teatr

  • Театрализованная деятельность

Часто бывает необходимость обыграть какую-то сказку. Здесь вариантов несколько:

- старшая показывает спектакль самостоятельно, а младшая смотрит (когда сказка хорошо знакома ей).

- обыгрываем сказку вместе, сами исполняем роли (например, к сказке теремок сооружаем дом, часть зверей исполняют игрушки, остальных- мы сами).

  • Творчество

Каковы особенности совместного занятия творчеством и изготовлением поделок с разновозрастными детьми? Берём одну тему и материалы, но задаём разный уровень сложности. Например, мы читаем или обыгрываем сказку «Колобок», а после садимся лепить колобка из пластилина. Старшая дочка может самостоятельно слепить того же колобка и полянку для него, а с младшей мы в это время вместе, рука в руке, скатаем колобочка, приговаривая «Катится колобок- катится, катится-катится»…

Если тема занятия ягоды, то Вика самостоятельно делает аппликацию и лепит ягодки, создавая картинку в технике барельеф, а мы с Анютой в то время катаем шарики-ягодки вместе и прижимаем их к картонной тарелочке.

podelki s raznovozrastnymi detmi

То же самое с красками: старшая рисует картинку с тучкой и дождиком, а мы с младшей рядышком рисуем или же она  пробует раскрашивать уже готовую картинку-раскраску.

В последнее время у девчонок начал складываться тандем учитель-ученик – Вика показывает и объясняет, а Анюта с удовольствием пробует повторить за сестрой: нарисовать мячик или травку, слепить из пластилина червячка. Сейчас Анюта изучает буквы, а Вика с удовольствием их ей показывает и называет.

Выполняем задания на бумаге.

Ещё один вопрос: Как выполнять печатные задания так, чтоб младший ребёнок старшему не мешал, не толкал не отнимал карандаш или листок бумаги с заданием (наверное, многим такая ситуация знакома)?

В общем-то, всё то же самое! Если я даю старшей какие-то печатные задания — например, обводилки для тренировки моторики, то и младшей предлагаю лист с заданием, иногда даже точно таким же. Разница в том, что Вика будет обводить те же  рисунки по точкам самостоятельно, а Анюта – вместе со мной или же (что бывает чаще) просто будет на этих листочках калякать карандашиками в своё удовольствие. Раньше в то время, когда Вика выполняла задания, мы с Анютой что-то рисовали, например, методами «Чёркалки» и «Обводилки».

Сейчас, чаще всего, Аня, увидев у Вики задания, просит «Ане тозе дания нада», и я даю ей раскраски или уже отработанные Викой задания – она их с радостью «закалякивает» самостоятельно. Особенно хорошо действует, если это обводилка. Например, Вика обвела по точкам зайчика или мышку, а после неё Аня прячет их от лисы в стог сена – зачёркивает рисунок.

Если это задания по математике, пока Вика выполняет, мы с Аней знакомимся с цифрами и счётом – показываем пальчиком, называем, пририсовываем кружочки или палочки к каждой циферке, отсчитываем количество на Аниных пальчиках.

Таким образом, в наших играх и занятиях есть место и индивидуальной деятельности, и совместной , мы учимся сотрудничать, взаимодействовать и делиться знаниями и умениями друг с другом.

В продолжение темы о занятиях с детьми,  точнее, о том, как организовать развитие старших детей, имея на руках младенца, не так давно рассказывала моя коллега и помощница по проекту, многодетная мама Оксана Клокова. Если Вы не читали эту статью, загляните сюда.

Надеемся, кому-то наш опыт окажется полезным и будем благодарны вам за комментарии!

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир