Когда в доме появляется долгожданный малыш, перед мамой встаёт очень много задач и вопросов по уходу за крохой. Ребёнок подрастает с каждый месяцем, возникают новые потребности. Чем позабавить, развлечь малыша первых месяцев жизни? Чем заполнить паузы между кормлениями, между сном и бодрствованием? Как развивать ребёнка, формировать речь несмышлёныша? Большинству мамочек приходят на ум «Ладушки», «Сорока» и…всё. На самом деле игр, стишков, потешек существует огромное множество – как старинных, так и современных.

В этой статья я хочу рассказать про наши самые любимые «раннемалышковые» игры. Я подразделяю их на 3 вида: массажные игры; игры, способствующие слуховому и речевому развитию и игры-забавы.

3Массажные игры.  

Такие игры способствуют снятию мышечного напряжения и излишнего тонуса у малыша, налаживают тактильный контакт ребёночка и мамы, формируют доверительные отношения.

****

Все кругами и кругами

Ходит мишка под дубами. (Рисуем на животике малыша пальцем круги .)

Сделал шаг и сделал два,  («Шагаем» пальцами от пупочка к шее)

Пощекочет он тебя!    (Щекочем под подбородком)

***

Мишка Тедди, косолапый,
Разверни тихонько лапы (Подняв обе ножки, разводим их в стороны).
Снова их соедини и к животику прижми (ножки сгибаем в коленках и прижимаем к животику).
Мишка лапки поднимает,
Разгибает и сгибает.
И от мамы убегает, убегает, убегает («ножки бегут»)

***

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

(гладим животик по часовой стрелке)

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.

Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

(Весело приговаривая стишок, гладим, растираем стопы малыша, пальчики, рисуем восьмёрки на подошве.)

***

Крестик, нолик,        (рисуем на спинке или животике)

Чепушинка,               (дотрагиваемся до носика)

Паучок бежит по спинке. (пробегаем пальцами по спинке)

***

У моей малышки маленькие ручки,

У моей малышки маленькие ножки,

Сладенькие глазки, миленькие щёчки,

Пухленькие губки словно лепесточки

(поглаживаем, нежно растирае, целуем  называемые части тела)

***

Топ-топ, топ-топ шел по лесу мишка,
Топ-топ, топ-топ, ты куда, топтыжка?
Топ-топ, топ-топ, за кленовый мостик,
Топ-топ, топ-топ к торопыжке в гости.

 

Делаем упражнение из обычного малышкового массажного комплекса — «скользящие шаги».

***

Раз — подскок! Два — подскок!
Высоко под потолок!
Я скачу! Я — лечу!
Стать высоким я хочу!

Держу малышку подмышки, упирая ножками в твёрдую поверхность (пол, пеленальный столик), приподнимаю над поверхностью, легонько подпрыгиваем в маминых руках, затем поднимаю повыше, кружу.

 

Кула-кула-кулачок –

из ладошек сундучок. ( Гладим кулачок малыша)

Тук-тук-тук – (легонько постукиваем по кулачку)

открывается сундук.    (ласково и мягко раскрываем кулачок, поглаживаем ладошку)

Игры, способствующие слуховому и речевому развитию.

 

Ай, бу-бу-бу-бу-бу-бу!

Сидит ворон на дубу.

Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

Потерял медведь дуду!

Ай, ги-ги-ги-ги-ги-ги!

Потерял кот сапоги!

(развиваем лепетание- повторное произношение звуков и звукосочетаний)

Белая овечка

Бееелая овечка! (растягиваем гласные)

Да-да-да!

Шерсти даааай колеээээчко!

Да-да-да!

Дааааай овечка мааа-ло-ка

Кааааашу сварит пеееечка.

Бееелая овечка!

(Показываем игрушку-овечку, читаем стишок, растягивая гласные звуки)

 

***

Мы пойдём с тобой гулять,

Мы пойдём с тобой искать.

Что найдём –то будет наше,

И об этом мы расскажем.

 

(Весело приговаривая стишок, ходим по комнате. Останавливаемся у различных предметов, картинок на стене и т.п., называем предмет несколько раз, описывая его: «Смотри, это ваза! Красивая ваза! Красная ваза!»

ladushkiИгры-забавы 

Этот вид игр необходим для общего развития малыша. Смех и улыбка укрепляют лицевые мышцы лица, формируют доверительное/базовое отношение к миру, и, конечно же,  в весёлой игре и мама, и ребёнок обретают хорошее настроение — залог психологического здоровья и даже — благополучной лактации!

Груша-груша — высоко,
К ней добраться нелегко;
Вся поспела — погляди!
Груша-груша – упади!

Проговаривая этот стишок, показываю малышке погремушку-грушу, поднимаю повыше, немного потрясываю. На последней строчке роняю погремушку рядом, весело приговаривая «Бух!». Вместе смеёмся.

 

Поиграем?! (Ирина Токмакова)

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

У-у-у!

Это замечательное стихотворение для обыгрывания как с грудничком, так и с подросшим ребёнком! Мы играем так: я кладу доченьку себе на колени, ручки беру в свои. Весело  читаю стишок, покачиваю малышку, в нужных местах ручками делаем движения: крутим руль, изображаем крылья самолёта.

***

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Игра помогает познакомить малыша с его телом. Называя разные части тела, прикасаемся к ним, гладим, ласково похлопываем, щекочем.

 

Эти игры у нас очень успешно дополняют песенки из методики Железновых, о которой я писала в статье «Развитие по методике Железновых» ЗДЕСЬ . Также рекомендую почитать статью про раннее развитие речи ЗДЕСЬ .

А какие любимые игры есть (или были) у ваших малышей? Как вы развлекаете и развиваете своих деток-грудничков?

 

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир