Детство просто немыслимо без игр и игрушек – это знает каждый.  Игра необходима для жизни, развития ребёнка, для познания окружающей действительности. Потребность в игре заложена самой природой.  И конечно, игра неотделимо связана с игрушками, но сами по себе игрушки не несут никакой значимости, если ребёнка никто не научил, как можно поиграть с той или иной игрушкой.

Я часто слышу от знакомых мамочек фразы типа: «Моя дочка совсем не интересуется игрушками, столько всего накупили, а ей только пульт, телефон подавай», «Мой Петя не играет в пирамидку, кубики тоже не любит», «Катя вот у нас  девочка, а никак не хочет играть куклами- уже штук 6 накупили- не играет, и всё тут »… Знакомая ситуация? Тогда моя статья для вас.

Когда мне говорят, что ребёнок не играет, не интересуется игрушками (всеми или какими-то видами), мне хочется задать вопрос: «А что вы делаете, чтобы ребёнок играл?» В ответ слышу удивлённое: «Покупаем (дарим) новые игрушки, даём ребёнку, говорим, «НА, ИГРАЙ». «И всё?»- спрашиваю я. «Да, а что ещё нужно»- снова удивляются. Ребёнок познаёт мир, пробует себя, свои социальные роли, учится выражать свои чувства и эмоции, приобретает необходимые для жизни навыки в игре. Но почему-то мы, взрослые, редко задумываемся о том, что игре, хоть она и является ведущей сферой деятельности ребёнка, естественной, как и само детство, необходимо учить!

Нужно ли учить ребёнка играть?

Никого не удивляет, что малыша нужно учить обращаться с ложкой, кружкой. Мы учим карапузиков кушать ложкой, завязывать шнурки, надевать шапочку, и совершенно забываем о том, что игрушка- это инструмент,  с которым нужно научиться обращаться, это умение не даётся нам от рождения! В результате часто приходится сталкиваться с детьми, которые совсем не умеют играть.

 

rebenok ne umeet igrat

Родители с раннего возраста водят их по различным студиям и детским клубам, развивают по модным методикам… Пообщаешься с таким ребёнком – умный, развитый не по годам, знает столько всего- ну прямо маленькая ходячая энциклопедия…  Но вот предлагаешь поиграть такому ребёночку – и он теряется. Как-то  привели в наш домашний садик девочку 3 лет. Знает цифры, буквы, цвета — много всего, а играть просто не умеет- такой вот парадокс детства. Ей бы только мультики смотреть. Может понажимать кнопочки у озвученных игрушек, назовёт цвета, формы — и кидает назад в коробку…  «Давайте играть в мячик!»-зову малышню. «А как это?»- вопрошает Наташа. «Будем его катать по кругу». «А я не умею». С куклами та же история: «Поиграй с куклой, покорми её». «Не умею». Смотрю, бежит на помощь годовалая девчушка, далёкая от знания букв и цифр, тащит ложечку и кружку, показывает, как кормить лялю -  причмокивая, тычет кукле в ротик ложкой. Потом демонстрирует, как её убаюкать и положить спать в коробочку, накрыв платочком.  За этого ребёнка я спокойна…

Мало просто вручить ребёнку игрушку, пусть даже самую красивую, современную,  дорогую. Нужно научить ею пользоваться, манипулировать, играть. Ещё одна жизненная ситуация: мама сидит перед ребёнком, с отсутствующим видом складывает один на другой кубики, параллельно щёлкая пультом и с интересом глядя в телевизор (или щёлкая компьютерной мышкой). Угадайте, чем заинтересуется малыш? Уверена, велика вероятность, что такой интересный пульт в руках мамы (клавиатура, мышка…) привлечёт внимание сильнее, чем какие-то кубики, потому что для ребёнка очень важна заинтересованность взрослого!

А вы попробуйте выключить ненадолго любимый компьютер (телевизор), поиграйте с малышом, получая удовольствие от самой игры, а ещё больше- от общения с любимым ребёнком!  И те же самые кубики, которые мама так интересно складывает, а потом, улыбаясь и радостно произнося: «бах!», роняет,  вызовут неподдельный интерес у карапуза, и он начнёт повторять действия мамы, а со временем придумает и свои интересные игры.

Давайте рассмотрим группы игрушек и то, каким действиям с ними нужно учить малышей:

igrushki

igrushkiigrushkiigrushki

  •  Сюжетные игрушки (игрушки из реальной жизни: куклы, фигурки людей и животных, мебель, посуда, игрушечная бытовая техника и инвентарь для уборки, наборы для игры в парикмахерскую, доктора, магазин )
  • Технические и строительные игрушки (различные виды транспорта, конструкторы, кубики)
  • Музыкальные игрушки (погремушки, бубны, колокольчики и бубенцы, трещотки, ксилофон, барабан, дудочки и свистульки)
  • Спортивно-моторные игрушки (мячи, скакалки, ракетки, кегли, велосипед, самокат, роликовые коньки, горка)
  • Театральные и маскарадные игрушки: перчаточные и пальчиковые  куклы и животные, различные ушки, хвостики, носики, атрибуты сказочных героев для переодевания.
  • Дидактические игрушки (пазлы, вкладыши, пирамидки, матрёшки, сортеры, домино, лото, мозаика, разрезные карточки и азбука )
  • Природные игрушки (самый древний, естественный и экологический вид игрушек для маленького человечка: камешки, ракушки, шишки, жёлуди, палочки и прочие дары природы)

Чему же взрослый может научить ребёнка?

  • Погремушки- игрушки первых месяцев жизни малыша. Сначала малыш наблюдает, как мама водит перед ним яркой погремушкой (учится фокусировать взгляд) как она, потрясывая, издаёт интересные звуки (учится находить взглядом предмет по звуку). Затем мама вкладывает погремушку в ручку крохе и он учится захватывать её и удерживать, трясти. Перекладывать из ручки в ручку.
  • Резиновые и мягкие пищащие игрушки – учим извлекать звуки, сжимая игрушку в руках.
  • Мячики: катать, подбрасывать вверх, кидать вперёд, пинать ногой, попадать в цель.
  • Кубики: выкладывать в высоту (строить башни) и в ряд (дорожка, стенка), сооружать лесенки, домики, крепости, замки, гаражи. Примеры игр с кубиками и деревянным конструктором мы недавно рассматривали на нашем сайте в статье здесь
  • Куклы: одевать-раздевать, умывать и купать, кормить, «выводить» на прогулку, катать в коляске и машинке,  играть в «гости», «больницу».
  • Посуда и набор продуктов: постигаем азы кулинарии ( что можно сварить в кастрюльке, что- пожарить на сковородке, что готовят из ягод, что из овощей), кормим кукол, маму-папу, играем в кухню, в повара, в кафе. О том, как и с чем мы играем в кухню, мы писали в статье «Игра в кухню» здесь
  • Наборы для ролевых и сюжетных игр: обыгрывать то, что малыш наблюдает в жизни: поход к доктору или парикмахерскую, совершение покупок в магазине.
  • Животные (резиновые, пластмассовые, мягкие): издавать характерные звуки, ухаживать: гладить, кормить, строить жилища; играть в зоопарк, ферму, в среды обитания (море, речка, лес, луг, жаркие и холодные страны). Примеры полезных игру с животными описан в статье «Обучающая игра «Кто где живёт» здесь
  • Разрезные картинки и карточки: примеры таких игр подробно можно посмотреть в статьях на нашем сайте: «Покорми гостей» (кто что ест) здесь и «Изучаем цвета» здесь
  • Игрушки для песочницы: варианты игрушек и игр описан в статье «Игры в песочнице» здесь
  • Природные игрушки: описание в статье «Игры с камешками и ракушками» здесь

Множество вариантов игр как с игрушками, так и без них вы найдёте на нашем сайте — с удовольствием делюсь своими идеями, находками в рубрике «Наши полезные игры». Ну, а тех мам, кто мечтает научиться придумывать игры с чем угодно и где угодно,  я приглашаю на свой авторский тренинг «ИгроМама», подробности о котором можно посмотреть здесь.

Поделиться в соцсетях:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Блог Li.ру
  • Мой Мир